Внимание!Консультационное сопровождение в рамках работы Горячей линии по вопросам реализации профессиональных образовательных программ для лиц с инвалидностью и ОВЗ с 1 января 2021 года осуществляетсяФМЦИО, созданным на базе ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» (ИРПО)
ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРОБЛЕМАМ ИНКЛЮЗИИ
Основная цель Экспертно-аналитического центра по проблемам инклюзии (далее по тексту ЭАЦ) – экспертно-аналитическое сопровождение инклюзивного образования и трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Задачи ЭАЦ
экспертно-аналитическая деятельность по проблемам инклюзии, в том числе экспертиза и рецензирование адаптированных образовательных программ, методических разработок, монографий и др. по вопросам профессионального образования, профессионального обучения и трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по вопросам инклюзии в разных сферах общественной жизни, в том числе междисциплинарных исследований;
образовательный аудит профессиональных образовательных организаций по вопросам создания условий и доступности профессионального образования и профессионального обучения для лиц с инвалидностью и ОВЗ разных нозологических групп;
проведение консалтинга по вопросам инклюзивного профессионального образования, направленного на анализ условий и подготовку рекомендаций по повышению эффективности процесса обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, а также выявление и описание факторов, этому препятствующих;
организация и проведение экспертных опросов по проблемам инклюзии;
оценка условий архитектурной доступности зданий (в том числе учебно-производственных мастерских и рабочих мест) для лиц с инвалидность и ОВЗ разных нозологических групп;
организация и проведение в пределах своей компетенции экспертных и обучающих семинаров, круглых столов, общественных обсуждений и других мероприятий по проблемам инклюзии;
организация и проведение повышения квалификации педагогических и управленческих кадров профессиональных образовательных организаций по тематике инклюзивного образования.
В соответствии с возложенными на него задачами ЭАЦ осуществляет следующие функции
Аналитическая деятельность:
анализ качества жизни граждан с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации (включая экономические проблемы, вопросы образования, трудоустройства, социальной защиты, включенности в социальные и политические процессы и т.д.);
анализ нормативно-правового обеспечения деятельности по вопросам обучения, трудоустройства, социальной защиты граждан с инвалидностью, а также разработка предложений по внесению изменений в законодательную базу;
мониторинг и анализ профессиональных и информационных потребностей работников системы инклюзивного профессионального образования, а также специалистов центров реабилитации инвалидов, социальных служб и служб занятости населения по вопросам инклюзии и созданию условий для лиц с инвалидностью разных нозологических групп;
выявление затруднений дидактического и методического характера в инклюзивном образовательном процессе;
изучение, обобщение и распространение передового опыта в области обучения и трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Научно-образовательная деятельность:
выявление затруднений дидактического и методического характера в инклюзивном образовательном процессе;
изучение, обобщение и распространение передового опыта в области обучения и трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ;
планирование и организация повышения квалификации руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций по вопросам организации процесса инклюзивного профессионального образования;
подготовка и проведение научно-практических мероприятий и экспертных обсуждений в области инклюзивного образования и трудоустройства граждан с инвалидностью и ОВЗ
Информационно-консультационная деятельность:
формирование банка материалов по вопросам инклюзивного образования и трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ (нормативно-правовых, научно-методологических, методических и др.);
трансляция наиболее позитивного опыта в области инклюзивного образования, трудоустройства, а также организации помощи лицам с инвалидностью и ОВЗ;
информирование о законодательных изменениях, разработанных рекомендациях и иных материалах в области инклюзии, особенностях их применения;
организация консультационной работы для руководящих и педагогических работников образовательных организаций разных типов и уровней образования, работодателей, специалистов других организаций (независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности) по вопросам создания условий для лиц с инвалидностью и ОВЗ разных нозологических групп;
популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических, психологических и др. исследований в области инклюзии.